Переславские купцы - благотворительность и меценатство

176
6 минут
Иван Петрович Свешников

В настоящем и будущем благотворительность не должна уходить из нашей жизни до тех пор, пока рядом с нами останется хоть один человек в ней нуждающийся. Какую роль имела благотворительность в жизни нашего города, кто занимался ею, какие формы принимала она. Для этого совершим небольшую экскурсию в прошлое.

Со времен принятия христианства наши соотечественники считали благотворительность необходимым условием личного нравственного здоровья, средством спасения души, возможностью бескорыстно помочь тем, кто нуждается. Это была любая форма социальной помощи, независимо от источника существования. Ее корни в славянском гостеприимстве, в существующих издревле помочах – оказании помощи односельчанам, погорельцам, вдовам, сиротам, в проявлении сочувствия и сострадания к ним.

Переславское купечество было неоднородным: это и потомственные гильдейские купцы, бывшие крестьяне и посадские, разбогатевшие на оптовой и розничной торговле в 18- 19 века.

Их состояние накапливалось не только ими самими, но и их предками: отцами и дедами, смекалистыми и предприимчивыми русскими мужиками, которые сумели сколотить капитал и в сотни раз его преумножить.

Они, попав в купеческое сословие, а затем открыв свои фабрики, не жалели они денег на благотворительность.

Пожертвования храмам и монастырям

По старинной русской традиции купцы, жертвовали, прежде всего, на строительство храмов и монастырей. Так в середине 18 века на средства переславского купца Филиппа Фадеевича Угримова, ставшего владельцем первой полотняной фабрики, были построены Собор Владимирской иконы Божьей матери и церковь Александра Невского.

В 1789 г. на Плещеевой улице вдоль реки Трубеж, на месте обветшалой деревянной церкви Покрова Пресвятой Богородицы была построена новая каменная церковь. Она строилась на средства купца П. Быкова и секретаря уездного суда Д.Тольского. Интересен тот факт, что эта была единственная церковь в городе, которая не закрывалась в 20 веке. А так же купцы Варенцовы, Куманины, Гладковы и многие другие вносили большие пожертвования на ремонт монастырей и церквей. Сестры Гладковы в конце 19 века полмиллиона рублей - огромное по тем временам состояние, пожертвовали на ремонт трапезной Похвалинской церкви Троице-Данилова монастыря. Наверное, неслучайно монахи выполняли все прихоти сестер. Известный краевед М. Смирнов писал: «В старости, когда им трудно было подниматься по лестнице в церковь на второй этаж, в полу коридора пробили отверстие и поставили тяжелую подъемную машину работу переславских кузнецов. Приезжавших на богомолье старух братия бережно высаживала из кареты, переносила в креслах на платформу машины на первом этаже, по сигналу в рупор бережно крутили лебедку и поднимали их наверх. И, разумеется, похоронили Гладковых, в самой близости к алтарю Троицкого собора, воздвигнув на могилах мраморные памятники».

Образование и благоустройство города.

Гладковы также дали средства для постройки нового здания и обеспечили содержание женской прогимназии (были попечительницами). Первоначально она состояла из 4 классов, а потом была преобразована в полную гимназию. Также Гладковы устроили богадельню для больных и стариков, и завещали городу капитал в 50 тыс. рублей. /Ростовский купец Кикин построил здание для приюта (ныне расположена городская Дума), сестры Гладковы выкупили его, а затем подарили городу).

Фабрикант Сергей Петрович Павлов – выходец из купеческого сословия, на своих фабриках красил и печатал ситцы на бумажных тканях. Прославился он своей благотворительностью и участием в судьбах детей из бедных семей, многим из которых он обучал в реальных училищах. В начале 20 века семьей Павловых была построена тюремная церковь и выполнен ремонт бывшего Владимиро – Сретенского монастыря.

Не жалели переславские купцы денег на благоустройство города и восстановление памятников истории. Так в 1884 г. владельцы фабрик за свой счет провели водопровод, доставлявший воду к водоразборным колонкам из артезианских скважин. В том числе бывшая в середине 19 века, частной территория исторической усадьбы Петра, была выкуплена у помещика Емельянова. И превратилась в благоустроенный уголок: рядом с Ботным домом, появилась деревянная «Ротонда», предназначенная для общественных собраний, возникли каменный Белый дворец, выстроенный на средства бывших купцов - Угрюмовых, Темереных, Куманиных, Гладковых, ставших в 19 веке владельцами крупных фабрик города.

Куманины, владеющие крупной полотняной фабрикой Переславля, занимались благоустройством города. Неподалёку от фабрики ими была выстроена целая улица одноэтажных деревянных домов для рабочих. Она до сих пор в народе называется Куманинкой. (Современное название – улица Пролетарская.)

Переславский «Третьяков».

В конце 18 века наблюдается проявление благотворительности в виде меценатства - покровительства искусству, наукам, собирание больших библиотек, коллекций, создание художественных галерей, театров и т.д.

Можно рассматривать меценатство как причуды обеспеченных людей, не знающих, куда девать деньги. А можно и иначе…

Среди купцов, как и среди других слоев, были люди, желающие жить какой-то другой, более духовной жизнью, начинающие понимать в ней смысл, желавшие подняться над течением обыденной жизни, найти в ней какие - то другие отношения.

Поддержка всякого рода культурных начинаний была особенностью русской торгово-промышленной среды. Третьяковская галерея, Щукинский и Морозовский музеи современной французской живописи, собрание икон С.П. Рябушинского и множества других примеров меценатства.

В Переславле ценителем и собирателем русской живописи являлся Иван Петрович Свешников, член торгового дома, известного в Москве меховой торговлей, а в Переславле – лесной. В родном городе он построил училище и две земские школы в уезде, и собрал ценную коллекцию картин русских художников второй половины 19 века и начала 20 столетия. Это работы Репина, Сурикова, Левитана, Шишкина, братьев Васнецовых, Коровиных, Маковских, Прянишникова, Клевера и других замечательных русских художников.

Все картины художник хранил в собственном доме, на улице Ростовской 18. К концу жизни Иван Петрович Свешников хотел передать домашнюю картинную галерею в дар родному городу, но городская дума принять их отказалась, из-за нехватки средств, предложив, чтобы он сам выстроил специальное здание и обеспечил его содержание, но таких денежных средств у него не было. И свое собрание картин он завещал Московскому Румянцевскому музею. В конце 1918 года Наркомпрос передал в созданный тогда Переславский музей 45 картин из коллекции И.П. Свешникова. 31 декабря 1918 года из Москвы на лошадях Д.Н. Кардовский, академик живописи доставил эти картины. Именно они положили начало художественному отделу будущего музея.

Конечно, не все переславские купцы и фабриканты были настоящими подвижниками и не все были благотворителями по жизни. Но те имена, которые названы, действительно заслуживают внимания современников. Именно они не жалели средств, для тех, кто нуждается, а так же для развития города.

- Единичные пожертвования не делают человека добродетельным,- так писал в своих мемуарах выходец из купеческого сословия А.Н.Варенцов. Истинная благотворительность - это многолетнее, долговременное подвижничество, а не разовый щедрый дар, ради поддержки своей репутации и престижа в обществе.

Текст: Лариса Черненко. Фото: Архив Переславского музея. 
Опубликовано в журнале "Деловой Переславль" №5.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...