Магазин рукоделия

Бисер, камни, фурнитура для рукодельниц! Посетите "Стильный бисер".

О транспортной доступности школьного образования в Ярославской области

82
10 минут
О транспортной доступности школьного образования в Ярославской области

У нас в Ярославской области систематически нарушается право детей на доступность образования, а именно не обеспечивается доставка детей в школы. Такое происходит из-за того, что нельзя открыть маршрут школьного автобуса в ту или иную деревню. Чаще всего потому, что дорога в деревню не отвечает требованиям ГИБДД - она слишком узкая, нет места для разворотной площадки или не хватает еще чего-то нужного.

На заявление родителей о подвозе ребенка в школу администрация отвечает, что она проведет обследование маршрута для решения вопроса о пуске школьного автобуса. Проводится обследование, выясняется, что открыть маршрут невозможно - нужно много сделать. Информация передается в администрацию, откуда приходит ответ, что денег в бюджете нет, будет в перспективе рассмотрен вопрос о разработке проектно-сметной документации для ремонта дороги и обустройства всего необходимого для школьного автобуса. На этом все заканчивается.

Решения суда тонут в "неспособности" администрации их исполнить

Если родители начинают биться дальше - начинается суд, который обязывает администрацию произвести необходимые работы и открыть маршрут школьного автобуса. Проходит еще много месяцев. Ничего не делается, потому что у администрации нет денег или возникают еще какие-нибудь препятствия для исполнения решения суда. А время идет, дети растут, родители мучаются и тратят деньги.

Такое положение очень удобно для администраций - всегда можно отписаться, что работы по обустройству маршрута школьного автобуса в планах, в таком-то году будут заложены деньги на проект, потом - на работы, выстроить все эти работы в длинный-предлинный список - и спать спокойно, потому что уже никакие суды к ответственности не привлекут. Но такое положение совершенно недопустимо для детей и их родителей - они лишены подвоза в школы, и добиться реализации этого права НЕВОЗМОЖНО!

В Переславском районе много труднодоступных деревень

В Переславле таких детей много. Чашницы, Болшево, Городище, Криушкино- это десятки детей, проживающих на территории городского округа Переславля-Залесского. Из всех этих деревень дети сейчас добираются в городские школы на чем придется - их право на доступность образования нарушается КАЖДЫЙ ДЕНЬ! В Чашницах ребят после скандала на федеральном уровне возят на такси, но совершенно на обычном, которое надо вызывать самим. Водитель может отказаться ехать, может приехать невовремя. 

Не говоря уже про безопасность таких поездок - транспортные перевозки детей сейчас жестко зарегламентированы, а тут можно посадить детей просто в обычное такси одних? Про многих детей из городского округа Переславля-Залесского, которым нужно в школу, но нет школьного автобуса, мы еще и не знаем, потому что информация не выходила в публичное пространство. Уверена, есть такие дети и в других муниципальных образованиях Ярославской области.

Нужен обязательный механизм исполнения федерального закона об образовании на местах

Думаю, можно и нужно (!) законодательно закрепить на уровне нашего региона такой механизме исполнения федерального закона об образовании (в части доставки детей в школу), как социальное такси. В тех случаях, когда администрация на местном уровне не может в короткое время открыть маршрут школьного автобуса в ту или иную деревню, детям, проживающим в такой деревне и имеющим право на подвоз, должно предоставляться социальное такси от дома до школы и обратно на постоянной основе по договору между транспортной компанией и администрацией бесплатно (или в крайнем случае по утвержденному тарифу на транспортные перевозки — как в автобусе, но непременно с учетом льготы для школьника — как минимум 50 процентов от тарифа). Такое такси должно быть оборудовано удерживающими устройствами для детей по возрасту. Кто это будет оплачивать - местный или региональный бюджет - должны решить депутаты, которые разработают и примут проект такого закона.

По крайней мере так дети смогут добираться до школы и будет реализовано их право, закрепленное в законе об образовании. И это будет дешевле, чем приводить все требуемые дороги в нормативное состояние. То есть, конечно, дороги тоже надо приводить в порядок, но, как нам говорят, это будет делаться постепенно (поэтапно на чиновничьем языке). А детям надо в школу уже сегодня. Родители уже устали от отписок.

Нужна активность родителей для решения проблемы подвоза детей в школу

А всех родителей, чьи дети должны ездить в школу, но нет школьного автобуса, призываю писать заявления в администрацию с требованием обеспечить подвоз, положенный по закону! Нет бумаги - нет проблемы, такой принцип работы администрации (это называется заявительный принцип). Они говорят - заявлений от родителей нет, поэтому мы ничего не должны. ДОЛЖНЫ! Дети должны попадать в школу без мучений и больших затрат - это прописано в федеральном законе.

Для начала я обращусь в нашу городскую Думу с просьбой разработать проект такого закона и выйти с законотворческой инициативой в Ярославскую областную Думу. Кроме того, обращусь к Уполномоченным по правам человека и ребенка в Ярославской области с просьбой оказать содействие в решении проблемы транспортной доступности школьного образования.

Обращение в городскую Думу Переславля-Залесского по проблеме транспортной доступности школьного образования

Подготовила и направила обращение в городскую Думу Переславля-Залесского следующего содержания:

Уважаемый Сергей Васильевич! 

Прошу Вас и депутатов городской Думы Переславля-Залесского рассмотреть возможность разработки проекта областного закона о транспортной доступности школьного образования в Ярославской области и выхода с законотворческой инициативой в Ярославскую областную Думу. 
Статья 40 федерального закона об образовании 273-ФЗ (Транспортное обеспечение) гласит: 

  • Транспортное обеспечение обучающихся включает в себя организацию их бесплатной перевозки до образовательных организаций и обратно в случаях, установленных частью 2 настоящей статьи, а также предоставление в соответствии с законодательством Российской Федерации мер социальной поддержки при проезде на общественном транспорте. 

  • Организация бесплатной перевозки обучающихся в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, между поселениями, входящими в состав одного муниципального района, между населенными пунктами в составе городского округа осуществляется учредителями соответствующих образовательных организаций. Организация бесплатной перевозки обучающихся в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, между поселениями, входящими в состав разных муниципальных районов, между городскими округами, между поселением и городским округом осуществляется учредителями соответствующих образовательных организаций в случае, если на территориях указанных муниципальных образований не обеспечена транспортная доступность соответствующих образовательных организаций по месту жительства обучающихся. 

Теперь  что в нашей ситуации:

В Ярославской области в целом и в городском округе Переславль-Залесский в частности реализуется бесплатная перевозка до образовательных организаций и обратно школьными автобусами. Однако, как известно Вам и всем депутатам городской Думы Переславля-Залесского, у нас в городском округе есть десятки (если не сотни) детей, чье право на бесплатную перевозку до школы и обратно (в тех деревнях, где не обеспечена транспортная доступность общественным транспортом) нарушено из-за того, что не открыт маршрут школьного автобуса. Администрация не может его открыть по причинам чаще всего связанным с отсутствием средств на приведение дороги в соответствие с требованиями к маршруту школьного автобуса. 

Такая ситуация имеет место, как минимум, в деревнях Чашницы, Болшево (Дума рассматривала обращение о детях из Болшево в 2019 году), в Криушкино и Городище (обращение в Думу было в 2019 году). В деревнях, расположенных недалеко от города Переславля-Залесского, администрация активно раздает земельные участки, например, многодетным семьям. Семьи строят дома, переезжают и оказываются заложниками невозможности открытия маршрута школьного автобуса. Школ в таких деревнях, как Пономаревка, Болшево, Скулино и т.п. нет, поэтому неизбежно возникает проблема доставки детей в школу. На приведение всех требуемых дорог в нормативное состояние в бюджете городского округа денег нет. Областные и федеральные программы предполагают поэтапный ремонт дорог, кроме того, в первую очередь ремонтируются большие дороги, а в случае с открытием новых школьных маршрутов речь чаще всего идет о небольших дорогах. 

Такая норма, как льготный проезд в общественном транспорте, в городском округе Переславль-Залесский вообще никак не реализуется. Дети, достигшие возраста 7 лет, должны оплачивать полную стоимость проезда, которая сейчас составляет в городе 22 рубля. Городская Дума держит вопрос льготного проезда (он рассматривается по моим обращениям от 2018 и 2019 годов) на контроле, однако никаких сдвигов за 2 года не произошло, а глава Валерий Астраханцев ссылается на отсутствие документов на региональном уровне. 

Полагаю, что изложенные мною факты, имеющие место в городском округе Переславль-Залесский, происходят не только у нас, но и в других муниципальных образованиях Ярославской области. В связи с вышеизложенным прошу городскую Думу Переславля-Залесского рассмотреть возможность разработки проекта областного закона о транспортной доступности школьного образования в Ярославской области (или внесения изменений в действующие законы Ярославской области). В проекте закона (или в поправках) предусмотреть: 

  1. механизм и распределение полномочий при реализации льготного проезда в общественном транспорте для детей школьного возраста на территории всех муниципалитетов Ярославской области независимо от того, есть ли в данном городе муниципальный транспорт или нет. Права детей, предусмотренные федеральным законом, не должны быть нарушены в любом случае. Закрепить в законе минимальный размер льготы - 50 процентов от стоимости проезда. 
  2. обязанность учредителя образовательной организации обеспечить подвоз учащихся до школы и обратно независимо от возможности открытия маршрута школьного автобуса. Если ребенок проживает в деревне, где маршрут школьного автобуса не действует, то такому ребенку должен быть обеспечен проезд на социальном (?) такси от дома до школы и обратно по договору между компанией-перевозчиком и образовательной организацией или учредителем образовательного учреждения, где обучается ребенок. 

Отдельно прошу рассмотреть вопрос о том, как в будущем Генплане учитывается развитие городского округа Переславля-Залесского в сфере транспортной доступности образования, особенно в связи с планами по увеличению территорий под застройку жильем в бывшем Переславском муниципальном районе. Мне известно, что в Генеральном плане не предусматривается строительство школ, кроме нового здания для школы №1, а также пристройки к школе №9, при этом резко увеличивается застройка вокруг города. Значит, детей, проживающих в сельской местности (пусть даже и с временной регистрацией) будет больше, их нужно будет доставлять в школы города. 

Также отдельным пунктом прошу рассмотреть вопрос о возможности доставки детей в разные школы города Переславля-Залесского. Дума уже заслушивала информацию администрации о якобы необходимости закрепления школьного автобуса за образовательной организацией и невозможности в связи с этим организовать подвоз детей в те школы, за которыми школьный автобус не закреплен. Однако автобус может быть закреплен за службой транспорта и подвозить в разные городские школы (прошу рассмотреть опыт других муниципальных образований, в том числе в Ярославской области - школьные автобусы часто закрепляются за службой транспорта администрации муниципалитетов). Особую важность этот вопрос принимает после вступивших в силу изменений в порядок зачисления детей в образовательные учреждения - теперь братья и сестры уже обучающихся в той или иной школе детей получают право на преимущественное зачисление. В связи с этим возникнут ситуации, когда первый ребенок пошел в школу по территориальному признаку, потом семья переехала (например, в дом на территории бывшего Переславского района, построенный на участке, полученном по программе для многодетных семей), и следующий ребенок получает право зачисления в ту же школу, но уже не по закрепленной территории. Неужели в таком случае у вновь поступившего в школу ребенка на территории нашего единого муниципального образования не возникнет право на подвоз, положенный по федеральному закону? 

Прошу пригласить меня на заседание комиссии, где будет обсуждаться мое обращение. 

С уважением, Наталья Власова. 6 февраля 2020 года. 

  • Комментарии
Загрузка комментариев...