11 июня в городе Переславле-Залесском Ярославской области состоялось открытие памятника Ф.М. Достоевскому. Памятник посвящён великому русскому писателю Федору Михайловичу Достоевскому и был открыт на улице Гагарина рядом со Свято-Никольским монастырем.
Создано творение усилиями некоего скульптора Сергея Юрьевича Бычкова и по частной инициативе поклонников творчества Фёдора Михайловича. Трёхметровая бронзовая скульптура установлена на фоне кирпичной стены, на которой написаны слова старца Зосимы из "Братьев Карамазовых": "Мир есть рай, ключи у нас".
Думаю также и сам монастырь, для которого этот арт объект станет ещё одной точкой притяжения туристов, поучаствовал в проекте. Но почему-то это пафосно называется в ряде публикаций как ни много ни мало, но "проявление народной любви". Про любовь народа к нашему классику не могу не согласиться, но в нашем местном разливе этой любви народа не усмотрел. Чисто официозная движуха.
Сам объект творчества знатного скульптора вызывает вопросы по идеям визуализации. Расположен на фоне частной застройки.
И если образ самого Фёдора Михайловича он в общем-то известен и канонически устоялся, то вот эта "расстрельная стена" сзади вызывает недоумение. Ну никак это не опознаётся, как "книжные страницы". Вот как "стена плача" может быть, но книги в упор не увидел. Неужели во всём творчестве классика вы усмотрели центральным образом какую-то стену? Ну хоть топор Раскольникова бы на верёвочке или изящество "Белых ночей". Надпись «Мир есть рай, ключи у нас» вполне уместна.
В связи с участием администрации напрашивается вопрос, а историко-культурная экспертиза проводилась? Ведь памятник установили у стен Никольского монастыря, ОКН федерального значения. Вот будет номер, если вся эта "частная инициатива народной любви" окажется ну скажем так не очень подготовленной с точки зрения законных норм.
Как обычно бывает на официозных мероприятиях и это можно видеть на фото, основной контингент это чиновники администрации и церковно обязанные. На церемонии открытия было немногим более сотни человек , третья часть - представители религиозной организации "РПЦ". Все такие стоят и умиляются по отработанной привычке. Других особо восторженных я на фото не заметил. Сами смотрите на фото этот момент умиления и восторга.
Приурочили это "грандиозное" мероприятие к 200 летию великого писателя со дня рождения, которое исполняется в этом году. Сразу отмечу, что Достоевский для меня действительно великий писатель, ставший великим не только в нашей стране, но и во всём мире. Каждый культурный человек просто обязан быть знаком с его творчеством, которое можно понять опять же только через призму всей русской культуры.
Однако открытие ему "памятника" у нас в городе не считаю столь однозначным событием. И не только потому, что Фёдор Михайлович не был в Переславле и никак с ним не связан (а вот товарищ Сталин был и связан и почему-то его памятник до сих пор не восстановлен в Летнем саду Переславля). Понятно, что это просто пиар проект, связанный с туристической привлекательностью, что, разумеется, хорошо. Но я лично против эксплуатации святых образов нашей культуры в таких целях. Это должно быть ну как-то целомудренней что ли. Можете назвать меня ретроградом и мракобесом в связи с этим.
Но не это вот всё привлекло моё внимание, а пост-осмысление этого "события" в одной заметке на сайте "Литературная Россия" от некоего Валентина Малютина в рубрике "Русь матушка" ...хм. Запихнуть всё это в голову довольно трудно, поэтому буду комментировать только яркие брызги таланта автора. Приготовьтесь закрываться тентом, от брызг в смысле.
Называется всё это пиршество интеллектуальной недостаточности "Проигнорированное пришествие Достоевского". И тут я встаю в ступор, ибо по сообщениям в новостях событие было ого го какое. Но автор пишет: "Не обратило на это внимание и федеральное телевидение, разве что на областном телеканале прошёл сюжет, и это пока всё". Видимо затея таки была рассчитана на пиар эффект, а подобный стиль аля "собрались чиновники и церковники и поулыбались друг другу" уже мало кому интересен, вот и не пишет никто.
А ещё потому, что ваш мир и мир современного инфополя (он про реальную жизнь, плоха они или хороша не важно в этом разрезе) совсем в разных вселенных и далее всё меньше будет пересекаться. И не потому, что вы такие все там "духовные" и не от "мира сего", а потому, что вы бесконечно далеки от подлинной кафоличности христианства и той мощи духа первых апостолов и христиан, которая вдруг за исторический миг сделала самую жестокую языческую империю тогдашнего мира (римскую) христианской.
Но ничего, господин Малютин, я немного утолю вашу печаль и посему предпринял сей труд написания заметки по данному событию. Вряд ли кто-то ещё в переславской блогосфере взялся бы за такое. А учитывая, что пишу я редко и только по особым случаям, можете считать, что внимание вашему арт объекту обеспечено.
Пассаж про то, что "творение большого мастера московского скульптора Сергея Юрьевича Бычкова вызвало небывалый восторг у всех собравшихся" как-то странно ощущается на фоне того, что собрались ровно те, кто там был по обязанности. Кому как, но лично я сугубо оценочно не верю в такие вот мероприятия.
Далее следуют какие-то эстетические переживания автора на тему творчества Достоевского. Но тут неожиданно "И всё это на фоне грандиозной панорамы рядом с комплексом Никольского женского монастыря, где отражается жизнь и творчество классика" - это каким образом? Классик что был насельником модного монастыря своего времени, занимался пиаром, религиозным туризмом и бесконечным строительством? Вот ничего общего, уж позвольте.
Далее слова Евстолии, где звучит интересное определение "Путеводец в Царство Небесное" - очень странная фраза для человека, который вроде как является функционером организации, относящей себя к христианской традиции. Для людей нерелигиозных это не более чем витиеватая фраза на церковном языке. Но если попытаться вникнуть, то единственным водителем по пути в Царствие Небесное является для нас Христос и никто иной. Но можно подробней об этом. Ветхозаветный закон был детоводителем ко Христу и далее лишь сам Христос является истиной и Путём к Богу. Иного нет.
В связи с этим у меня есть подходящее место из Писания для запутавшихся с своей фарисейской мудроте и значимости.
"Вот, ты называешься Иудеем, и успокаиваешь себя законом, и хвалишься Богом, и знаешь волю Его, и разумеешь лучшее, научаясь из закона, и уверен о себе, что ты путеводитель слепых, свет для находящихся во тьме, наставник невежд, учитель младенцев, имеющий в законе образец ведения и истины: как же ты, уча другого, не учишь себя самого?"
Послание к Римлянам 2: 17-21.
На мой взгляд в таких фразах проявляется объязычивание реального содержания их внутренней практики и идеологии.
Если в этом контексте говорить о творчестве Фёдора Михайловича, то, на мой взгляд, его творчество это приглашение к встрече с призывающей благодатью Божией, разлитой в мире и призывающей каждого, кто достиг той глубины человечности, чтобы услышать сей зов.
Таки продолжим медленно пробиваться сквозь туманные излияния автора.
- "Пробежался взглядом по экспозиции и всё, ты уже очарован этим и бегом устремляешься в ближайшую библиотеку или книжный магазин, чтобы ещё раз окунуться в написанное Фёдором Михайловичем".
Не знаю, в каком веке или вселенной живёт автор, но он почему-то не в курсе, что давно уже нет массовой культуры чтения книг - все в интернетах и далеко не за книжками. А уж то, что эта экспозиция кого-то там сподвигнет к чтению творчества классика, вообще переодетая реальность на голову с других мест. Это сейчас так не работает. Вы не побъёте такими визуализациями мир виртуальный, который вы не понимаете и не умеете работать. Как бы это не было странно для номинальных представителей логосной культуры христианства. Или всё таки вы из другой вселенной поклонения артефактам?
Глава Переславской администрации Ирина Евгеньевна Строкинова отметила, что "Открытие замечательного памятника явилось большим подарком не только для жителей древнего города, но и для всех людей нашей планеты". Вот это уже лучше, вот это и есть классика, но правда другого жанра...
Позволю себе привести полную цитату из другого классика:
— Не беспокойтесь, — сказал Остап, — мой проект гарантирует вашему городу неслыханный расцвет производительных сил. Подумайте, что будет, когда турнир окончится и когда уедут все гости. Жители Москвы, стесненные жилищным кризисом, бросятся в ваш великолепный город. Столица автоматически переходит в Васюки. Сюда переезжает правительство. Васюки переименовываются в Нью-Москву, а Москва — в Старые Васюки. Ленинградцы и харьковчане скрежещут зубами, но ничего не могут поделать. Нью-Москва становится элегантнейшим центром Европы, а скоро и всего мира.
— Всего мира! ! ! — застонали оглушенные васюкинцы.
— Да! А впоследствии и вселенной. Шахматная мысль, превратившая уездный город в столицу земного шара, превратится в прикладную науку и изобретет способы междупланетного сообщения. Из Васюков полетят сигналы на Марс, Юпитер и Нептун. Сообщение с Венерой сделается таким же легким, как переезд из Рыбинска в Ярославль. А там, как знать, может быть, лет через восемь в Васюках состоится первый в истории мироздания междупланетный шахматный турнир!
В общем, все рыдали, умилялись и пошли готовиться к будущему мирового масштаба для Переславля.
Аминь, товарищи.
Фото в заметке со страницы главы администрации.