Содержание
В марте-апреле 2019 года Администрацией городского округа Переславль-Залесский Ярославской области на электронной площадке sberbank-ast.ru в сети «Интернет» проведен открытый конкурс в электронной форме на закупку «Выполнение научно-исследовательской работы «Разработка генерального плана городского округа города Переславля-Залесского».
Идентификационный код закупки: 93760800406576080100100020027111244. Номер извещения 0171300012019000002.
По результатам проведенной закупочной процедуры 16.04.2019 г. подписан протокол рассмотрения единственной заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, в котором было зафиксирован следующий результат конкурса:
«5. Открытый конкурс в электронной форме признан не состоявшимся по основаниям, предусмотренным частью 16 статьи 54.4 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме подана только одна заявка.»
По результатам проведенного (несостоявшегося) конкурса с единственным его участником - Обществом с ограниченной ответственностью Научно-внедренческий центр «Интеграционные технологии», г. Курск, - 29 Апреля 2019 г. заключен контракт № 01713000120190000020001. Текст заключенного документа на электронной площадке sberbank-ast.ru не доступен (по меньшей мере – по состоянию на 10.05.2019 г.)
Что такое генеральный план города?
Вы мечтаете сделать капитальный ремонт в Вашей квартире? С чего Вы начнете? Наверное, с того, что попытаетесь представить себе образ Вашей квартиры после ремонта?! Иначе как Вы спланируете этот ремонт? И вот муж и жена начинают обсуждать: здесь у нас будет «спальня» - территория частной жизни и отдыха; здесь – «зала», в которой мы будем смотреть телевизор, завтракать всей семьей по выходным и встречаться с друзьями по различным торжественным поводам; а здесь «детская» - территория игр, учебы и мечтаний. Или как-то иначе: у каждой семьи – по-своему.
Стоп! Вы наверняка помните о том, как в таких ситуациях непросто изначально бывает договориться мужу и жене. А ведь еще есть теща, свекровь, братья и сестры, дети разного возраста и различных интересов…
А ведь городской округ Переславль-Залесский – это одна большая коммунальная квартира, в которой мы с Вами живем, трудимся, отдыхаем, принимаем гостей, жарим шашлыки, храним и гордо показываем нашим гостям наши фотоальбомы о наших предках, о наших достижениях в прошлом и настоящем и т.п. А еще есть наши соседи, с которыми мы либо дружим (вместе отмечаем радости и печали, к которым ходим за солью или за спичками, которых выручаем до зарплаты и т.п.), либо ссоримся (затопили, шумят, ругаются, в коридоре не убираются…).
И если мы хотим привести нашу общую «коммунальную квартиру» под названием «городской округ Переславль-Залесский» в порядок, если мы хотим сделать его максимально удобным для жизни каждого из нас и всех нас вместе взятых, то нам необходимо описать образ нашего городского округа в будущем, к которому мы хотим прийти после ремонта.
Нельзя принимать существующую деградацию города как норму
Именно после ремонта! Ибо я убежден, что вряд ли кого-то устраивает тот образ Переславля-Залесского, в котором мы сегодня живем: неухоженный, некомфортный, недоброжелательный, демонстрирующий нам, что мы здесь посторонние (понаехали тут!), управляемый извне (как будто люди, не знающие истории и традиций нашего края, лучше знают, что нам нужно для полного счастья!).
Да к тому же наша «коммунальная квартира городской округ Переславль-Залесский» возникла в результате объединения нескольких квартир на этаже не совсем по нашей воле! И нам надо с нашими новыми соседями понять друг друга, договориться о том, к чему мы будем стремиться!
Коллективное описание образа будущего нашего Переславского края, его обсуждение, согласование, увязка различных интересов и взглядов в единое целое происходит в процессе так называемого стратегического планирования развития муниципального образования под названием «городской округ Переславль-Залесский». Подлежащая разработке стратегия развития Переславского края должна стать документом общественного согласия: только совместно разработать, только совместно обсудить, только договориться и снять все спорные вопросы! Только в этом случае будущий образ нашей «коммунальной квартиры» станет реальностью!
Но вернемся к процессу ремонта квартиры. После того, как муж с женой договорились об образе будущей квартиры, они начинают «двигать мебель». Как Вы помните – это самый болезненный процесс! Сколько ссор и разбитых семей появилось в результате!? Но без подобного процесса мы не получим правильного решения. Ведь только в процессе обсуждения и «моделирования» мы сможем понять, как вписать в наши весьма ограниченные помещения многочисленную мебель, устройства, бытовую технику, тренажеры и т.п. И спланировать, наконец, размещение электрических розеток! Ведь если их разместить неправильно, то, с одной стороны, по всей квартире будут висеть (лежать, болтаться) провода от розетки до телевизора, музыкального центра, кофеварки или СВЧ (согласитесь, это очень некрасиво!), а с другой стороны, уровень безопасности нашего проживания будет ниже ожидаемого (перегрузка отдельных розеток, вероятность порыва висящего провода при уборке помещения и как результат - короткое замыкание со всеми возможными неприятными последствиями и т.п.).
Подобные задачи стоят и при «ремонте нашего городского округа». И решаются эти задачи в процессе разработки генерального плана городского округа Переславль-Залесский. С тем отличием, что ремонт квартиры мы затеваем из расчета лет на 5-10, а генеральный план мы разрабатываем не менее чем на 20 лет. Ответственность побольше! Да и цена ошибки повыше!
А что заказала Администрация городского округа Переславль-Залесский?
Во-первых, ремонт нашей «объединенной внешними силами коммунальной квартиры» начали без описания (формулирования) образа нашего будущего жилища: о разработке стратегии развития городского округа Переславль-Залесский под давлением общественности Администрация начала говорить, но как о чем-то будущем. Есть такое слово в монгольском языке «моргаш». Оно означает «не сегодня». Вот и стратегическое планирование развития нашего муниципального образования будет МОРГАШ.
И соблюдение требований Федерального закона от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» и закона Ярославской области от 04.05.2018 № 17-з «О стратегическом планировании в Ярославской области» - МОРГАШ! Интересно, а прокуратура согласно с моргаш-подходом к соблюдению требований российского и регионального законодательства? Соблюдение требований законодательства можно перенести на потом? А в отношении каких законов это правомерно, а в отношении каких – ни-ни? Очень хотелось бы получить официальные разъяснения!
Кстати: работники прокуратуры – тоже жители нашей коммунальной квартиры. И их мнение также проигнорировано! Их тоже не спросили, в какой квартире они хотят жить завтра! Вы с этим согласны?
Во-вторых, разработку предложений по тому, как нам «двигать мебель» в нашей квартире, поручили компании из города Курск. Я могу допустить, что в этой компании есть квалифицированные специалисты, предложения которых нам очень понравятся. Но: открытый конкурс проведен на «очень интересных условиях».
Это - срок сдачи готового проекта генерального плана: сдача отчетной документации по Контракту (отчета НИР и проекта генерального плана) до 24.05.2019 включительно. Если принять во внимание тот факт, что декларированный на электронной площадке sberbank-ast.ru срок подписания муниципального контракта – 29.04.2019 г., то для выполнения указанной работы Исполнителю отведено менее одного месяца. В том числе 10 дней сплошных праздников!
У меня много знакомых профессиональных проектировщиков-градостроителей. С огромным опытом выполнения работ по территориальному планированию. Беглый опрос этих специалистов показал: срок выполнения генерального плана городского округа, тем более с такой площадью и с такими факторами, как у «нового» Переславля-Залесского (национальный парк, огромный комплекс объектов культурного наследия, озеро как источник питьевого водоснабжения, и т.д), не может быть менее 1,5 лет!
Еще можно было бы поверить в исключительную оперативность исполнителя, который знал бы городской округ «как свои пять пальцев», который уже выполнял ранее работы по территориальному планированию для городского округа (как в советские годы были головные проектные институты), у которого накоплены необходимые данные и информация, картографические и статистические материалы об объекте проектирования. Но организация, с которой заключен муниципальный контракт, - общество с ограниченной ответственностью Научно-внедренческий центр «Интеграционные технологии», г. Курск, - ранее в жизни городского округа Переславль-Залесский не замечалась.
Сомнительный или коррупционный конкурс
Можно однозначно утверждать, что проведенный конкурс либо «липа» (вспомним начало настоящей статьи – «ФЕЙК»), либо пример закупки с коррупционной составляющей. И что самое печальное – во втором случае будет тоже «ФЕЙК», потому что исполнитель не сможет создать полноценный документ территориального планирования за указанный срок.
И опять здесь повод привлечь внимание сотрудников прокуратуры и Общероссийского народного фронта. Убедите меня, жителя городского округа, в том, что данная закупка «правильная»! Ведь она совершается за счет моих денег – налогов, которые я плачу в городской и иные бюджеты, в том числе – на разработку документов территориального планирования! И я не хочу, чтобы эти деньги тратились «впустую». Ибо продукт, который я получу на выходе через две недели вместо так нужного нашему городскому округу – «ФЕЙК».
Я уж не говорю о прямых противоречиях проведенной закупки логике федерального законодательства:
- решение о заключении муниципального контракта с единственным участником принято на основании рассмотрения только первой части заявки (предполагает согласие участника выполнить работу на определенных условиях) (протокол конкурсной комиссии от 16.04.2019 размещен на электронной площадке sberbank-ast.ru), но при этом на электронной площадке не размещена информация о рассмотрении второй части заявки (включает документы, подтверждающие квалификацию исполнителя) (Авторское оценочное суждение: ни один профессиональный специалист по территориальному планированию не возьмет на себя ответственность сделать проект генерального плана городского округа Переславль-Залесский в указанные сроки! Хотя бы потому, что тем самым он дезавуирует в глазах общественности и своих потенциальных заказчиков свою работу и ее важность для наращивания экономического потенциала муниципальных образований, чего так настойчиво требует Президент Российской Федерации!);
Эпилог
(или напоминание депутатам Переславль-Залесской городской Думы О принципах советского интеллигента)В давние, советские, годы была такая шутка: назовите пять принципов советского интеллигента. Я почему-то вспомнил эти принципы сейчас, при написании своей статьи. Вот они:
- Никогда ни о чем не думай
- Подумав, не говори
- Сказав, не пиши
- Написав, не подписывай
- Подписав, ничему не удивляйся
Разработка документов стратегического и территориального планирования для городского округа является зоной ответственности органов местного самоуправления.
И депутаты нашей Думы, очевидно, не в полной мере представляют эту сферу своей ответственности. Постараюсь напомнить.
Закупка «Выполнение научно-исследовательской работы «Разработка генерального плана городского округа города Переславля-Залесского» осуществлена в условиях, когда отсутствует целый ряд нормативных правовых актов местного значения, необходимых для выполнения генерального плана. А именно:
- Нормативный правовой акт Переславль-Залесской городской думы «О последовательности и порядке разработки документов стратегического планирования и их содержании»: прямо предусмотрен федеральным законом от 28.06.2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», часть 3 пункта 6 статьи 11.
- Нормативный правовой акт Переславль-Залесской городской думы «О составе, порядке подготовки документов территориального планирования городского округа Переславль-Залесский Ярославской области, и о внесении изменений в такие документы»: прямо предусмотрен законом Ярославской области от 11.10.2006 года № 66-з «О градостроительной деятельности на территории Ярославской области», часть 2 статьи 6 и часть 2 статьи 3 (в редакции закона Ярославской области от 04.05.2018 года № 21-з «О внесении изменений в Закон Ярославской области «О градостроительной деятельности на территории Ярославской области»).
- Нормативный правовой акт Переславль-Залесской городской думы «О нормативах градостроительного проектирования городского округа Переславль-Залесский Ярославской области»: прямо предусмотрен законом Ярославской области от 11.10.2006 года № 66-з «О градостроительной деятельности на территории Ярославской области», части 1 и 5 статьи 8 (в редакции закона Ярославской области от 04.05.2018 года № 21-з «О внесении изменений в Закон Ярославской области «О градостроительной деятельности на территории Ярославской области»). Прежние местные нормативы градостроительного проектирования устарели в связи с изменением состава территории городского округа и не могут быть положены в основу нового генерального плана.
- Нормативный правовой акт Переславль-Залесской городской думы, утверждающий Стратегию социально-экономического развития городского округа Переславль-Залесский Ярославской области: разработка Стратегии развития городского округа в новых границах должна предшествовать разработке генерального плана по аналогии с требованием статьи 13 закона Ярославской области от 04.05.2018 года № 17-з «О стратегическом планировании в Ярославской области».
Депутатский корпус Переславского края уже допустил размещение указанной выше закупки и не принял мер для ее приостановки (не подумал, не сказал, не написал). Если уважаемые господа депутаты теперь также подпишут разрабатываемый «ФЕЙК» (утвердят проект генерального плана), то точно уже смогут позволить себе ничему не удивляться! Скучная жизнь: ничему не удивляться!
Автор: Сергей Лихов.