Содержание
25 ноября 2018 года состоялись повторные выборы депутатов Переславль-Залесской городской Думы по многомандатному избирательному округу № 2. На всех этапах данная избирательная кампания проходила с грубейшими нарушениями избирательного законодательства.
Этап регистрации кандидатов.
Началась эта череда правового беспредела с рассмотрения административного иска об оспаривании решения о регистрации кандидата в депутаты Изместьева Виталия Геннадьевича. Основанием об отмене решения о его регистрации в иске было заявлено:
-
Предоставление незаверенной копии документа, подтверждающей указанное место работы и занимающую должность. Кандидатом Изместьевым В.Г. в ТИК города Переславль-Залесский был представлен оригинал справки с места работы. В суд же ТИКом была представлена обычная светокопия. Получается с момента предоставления документа при выдвижении и до рассмотрения административного иска в суде, оригинал справки исчез, а вместо него в документах Изместьева появилась обычная светокопия.
-
Вторым якобы допущенным нарушением при подготовке документов вменялся неподписанный и без указания даты первый финансовый отчет, а также указание неправильного номера избирательного счета. Не подается никакому объяснения, кроме совершения подлога документов, ситуация, когда кандидатом Изместьевым был подготовлен и представлен в Переславский избирком финансовый отчет с подписью, датой, с правильным указанием номера специального избирательного счета. Как на бумажном носителе, так и в машиночитаемом виде.
Рабочая группа по проверке документов не усмотрела нарушений при оформлении финотчета и приняла решение о регистрации Изместьева кандидатом в депутаты. Более того в редакцию газеты «Переславская неделя» № 48 от 02.11.18 г. (к жалобе прилагается) избиркомом направлялся машиночитаемый вид финотчета, который и был опубликован С ПРАВИЛЬНЫМ УКАЗАНИЕМ НОМЕРА ИЗБИРАТЕЛЬНОГО СЧЕТА!!!
А на обозрение в суде был представлен уже финотчет без подписи и даты и с искажённым указанием номера избирательного счета, а CD-R диск, на котором была представлена электронная версия, оказался пустым. Здравого объяснения таким чудесам метаморфозы, как только, что с первым финансовым отчетом произошел подлог, как и с документом о месте работы, просто НЕТ!!!
Чудеса досрочного голосования.
Механизм досрочного голосования был введен законодателем, для реализации избирательных прав граждан в случае невозможности прибыть на избирательный участок в день голосовании в силу уважительных причин: работы, отъезда и т.п. Но то, что принято с благими намерениями в руках недобросовестных участников избирательного процесса легко превращается в инструмент искажения волеизъявления граждан. Так получилось и на повторных выборах депутатов городской Думы Переславль-Залесского по 2 избирательному многомандатному округу, но обо всем по порядку.
В соответствии с законом Ярославской области от 2 июня 2003 г. N 27-з
"О выборах в органы государственной власти Ярославской области и органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области"
(далее закон Ярославской области или областного закона) на муниципальных выборах предусмотрено досрочное голосование. Согласно ст. 81.1 областного закона до 10 дней осуществляется в территориальных комиссиях, а за 3 дней в участковых.
С первых дней досрочного голосования в ТИКе Переславля начал наблюдаться ажиотаж среди желающих проголосовать досрочно. Причем все желающие были работники бюджетной сферы, вот только некоторые из них: МУП «Энергетик», МУП «Комплекс», МУП «Сервис», МУП «Теплосервис», работники муниципальных образовательных учреждений, городской администрации Переславля. Муниципальные служащие и работники муниципальных предприятий, как сговорившись, решили на день голосования 25 ноября «мигрировать» из города или выйти на работу, какая срочная работа появилась в воскресенье у перечисленных трудовых коллективов? Неясно, но факт, что на территории избирательного округа, где отсутствовало информирование избирателей о проведение выборов у работников бюджетной сферы появилось желание уехать из города или поработать в выходной, а самосознание важности выборов и гражданская активность мобилизовала всех их голосовать досрочно. Учитывая, что таких оказалось в разы больше, чем при естественном досрочном голосовании на аналогичных выборах, процент досрочно проголосовавших превысил определённый законом норматив и участковые избирательные комиссии согласно требованию законодательства и поступивших требований от членов УИКов с правом совещательного голоса их коллеги с правом решающего голоса произвели отдельный подсчет бюллетеней «досрочников».
Таблица сравнительного анализа итогов голосования «досрочников» и голосовавших в день голосования.
|
|
Сумма |
% |
УИК №1105 |
УИК №1106 |
УИК №1107 |
УИК №1108 |
УИК №2406 |
|
||
1 |
Число избирателей, внесенных в список на момент окончания голосования |
7013 |
|
1538 |
1367 |
1923 |
1260 |
925 |
ДОСРОЧКА |
25.11.18 |
|
2 |
Число избирательных бюллетеней, полученных участковыми комиссиями |
5450 |
|
1190 |
1050 |
1490 |
980 |
740 |
|
|
|
3 |
Число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно |
379 |
|
69 |
75 |
110 |
89 |
36 |
|
|
|
4 |
Число избирательных бюллетеней, выданных избирателям проголосовавшим досрочно в помещении ТИК |
317 |
|
51 |
64 |
106 |
77 |
19 |
|
|
|
5 |
Число избирательных бюллетеней, выданных избирателям в помещении для голосования в день голосования |
2213 |
|
480 |
491 |
563 |
365 |
314 |
|
|
|
6 |
Число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования |
159 |
|
44 |
30 |
32 |
22 |
31 |
|
|
|
7 |
Число погашенных избирательных бюллетеней |
3016 |
|
648 |
518 |
891 |
581 |
378 |
|
|
|
8 |
Число избирательных бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках для голосования |
159 |
|
44 |
30 |
32 |
22 |
31 |
|
|
|
9 |
Число избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования |
2592 |
|
549 |
566 |
673 |
454 |
350 |
|
|
|
10 |
Число недействительных избирательных бюллетеней |
49 |
|
9 |
9 |
16 |
11 |
4 |
|
|
|
11 |
Число действительных избирательных бюллетеней |
2702 |
|
584 |
587 |
689 |
465 |
377 |
|
|
|
11а |
Число утраченных бюллетеней |
0 |
|
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
|
|
11б |
Число бюллетеней, не учтенных при получении |
0 |
|
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
|
|
Число голосов избирателей, поданных за каждого кандидата |
|
|
|
|
|
|
|
Е-дг |
%-дг |
Без дг |
|
12 |
1.Ватлин Андрей Александрович |
198 |
7,20% |
28/1 |
56/2 |
63/1 |
22/2 |
29/1 |
7 |
1,8% |
191 |
13 |
2.Девяткин Александр Анатольевич |
225 |
8,18% |
54/3 |
44/1 |
60/0 |
43/1 |
24/1 |
6 |
1,6% |
219 |
14 |
3.Егорушкова Ольга Юрьевна |
50 |
1,82% |
10/0 |
8/2 |
11/1 |
7/2 |
14/1 |
6 |
1,6% |
44 |
15 |
4.Кондырев Денис Александрович |
68 |
2,47% |
9/1 |
18/0 |
15/1 |
11/1 |
15/0 |
3 |
0,8% |
65 |
16 |
5.Корюгин Владимир Николаевич |
1003 |
36,46% |
194/59 |
198/57 |
239/96 |
179/75 |
193/31 |
318 |
83,9% |
685 |
17 |
6.Кусин Илья Александрович |
31 |
1,13% |
12/2 |
3/0 |
5/2 |
7/0 |
4/0 |
4 |
1% |
27 |
18 |
7.Носкова Екатерина Николаевна |
958 |
34,82% |
235/2 |
226/10 |
255/6 |
173/7 |
69/1 |
26 |
6,8% |
932 |
19 |
8.Павлин Илья Валерьевич |
136 |
4,94% |
26/1 |
44/1 |
28/0 |
21/1 |
17/1 |
4 |
1% |
132 |
20 |
9.Сурнина Елена Михайловна |
1113 |
40,46% |
232/60 |
227/59 |
277/97 |
184/73 |
193/29 |
318 |
83,9% |
795 |
21 |
10.Шестернев Владимир Иванович |
1222 |
44,42% |
258/4 |
294/6 |
341/8 |
210/8 |
119/3 |
29 |
7,6% |
1193 |
В таблице в колонках по УИКам после результатов, полученных каждым кандидатом после знака / стоит количество голосов, полученных в результате досрочного голосования. Последние три графы: Сумма голосов досрочного голосования, % процент от всего количества досрочно проголосовавших, количество голосов, полученных кандидатами в день выборов 25 ноября 2018 года (без учета досрочно проголосовавших)
|
После сведения всех результатов поражает следующее:
Суммировав досрочку по УИКам, понимаешь, что за кандидата Сурнину и Корюгина проголосовали одинаковое количество избирателей, принимавших участие в досрочном голосовании по 318 за каждого или 83,9% при условии определение итогов только по досрочному голосованию. К сожалению, нельзя отделить результаты досрочки по ТИКу и УИКу отдельно, а то бы возможно, что по результатам досрочного голосования в ТИКе процент по фаворитам досрочки мог доходить до 100%.
Естественно, это вызывает подозрения относительно возможных манипуляций с конвертами. Поэтому целостность конвертов не могло не вызвать интереса со стороны участников процесса наблюдения.
Открытие УИКа № 1108 в день голосования началось с эксцесса. С начала работы данной комиссии на участке присутствовала Председатель ТИК Кибец А.Г., свое присутствие она не ограничила наблюдением, а по сути взяла руководство данной комиссии на себя. При проведении процедур вскрытия конвертов с бюллетенями досрочно проголосовавших, членам УИК с ПСГ было отказано в визуальном ознакомлении с конвертами досрочно проголосовавших, тем самым нарушив порядок работы комиссии, закрепленный в п. 11 ст. 81.1 областного закона. Предписывающий: В день голосования председатель участковой избирательной комиссии перед началом голосования, но после подготовки и включения в режим голосования технических средств подсчета голосов (при их использовании) в присутствии членов участковой комиссии, наблюдателей, иных лиц, указанных в пункте 3 статьи 30 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", сообщает о числе избирателей, включенных в список избирателей на данном избирательном участке, проголосовавших досрочно, в том числе в помещении территориальной избирательной комиссии (избирательной комиссии муниципального образования, окружной избирательной комиссии), предъявляет для визуального ознакомления запечатанные конверты с бюллетенями. После этого председатель участковой избирательной комиссии вскрывает поочередно каждый конверт.
Как следует из приложенного видеоролика, «вскрытие конвертов УИК 1108» осуществлялось не только председателем УИКа, но и другими членами комиссии, не только отказывающие предъявлять, но и исключив даже такую возможность. Причем такой порядок был определен Председателем ТИКа Кибец А.Г. Аналогичным способом эту же процедуру осуществили и на других УИКах. Жалоба Николенко Н.А. в УИК 1105 об отказе визуально ознакомиться с конвертами прилагается.
При проведении досрочного голосования в ТИКе частично на нем присутствовал член ТИК с ПСГ Власов. На заклеенных конвертах он также проставлял свою подпись. В день голосования ему удалось добиться ознакомления с конвертами, а также сделать несколько их фото. Некоторые из конвертов запечатлены с потекшими оттисками печати, имели следы клея и смещения линий воспроизведения подписей. Конверты предъявлялись в неполном объеме, а те что предъявлялись не говорили об однозначности вывода, что конверты не вскрывались. Вот некоторые из них.
Нарушения в день голосования.
Нарушения при голосовании вне помещения.
В соответствии с ст. 66 ФЗ № 67 "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее ФЗ № 67 или федеральное законодательство) Участковая комиссия обязана обеспечить возможность участия в голосовании избирателям, участникам референдума, которые имеют право быть включенными или включены в список избирателей, участников референдума на данном избирательном участке, участке референдума и не могут самостоятельно по уважительным причинам (по состоянию здоровья, инвалидности) прибыть в помещение для голосования.
Для реализации права проголосовать вне помещения для голосования, т.е. «на дому» помимо наличия уважительной причины избирателю необходимо подать заявление или устное обращение об этом. К сожалению, часто голосование «на выезде» используется как один из инструментов фальсификаций. Для её реализации сначала увеличивается список «надомников», а в последствии ускользнув от наблюдателей завершают фальсификацию. Так видимо планировалось поступить и на 3 УИКах (1105,1107, 1108), но бдительность наблюдателей не позволило этого сделать, выявив нарушения порядка вне помещения, а именно как показал объезд избирателей из реестра надомников более половины сами не подавали заявления о включении в подобный реестр и об этом никого не просили. Были и такие избиратели, которые отказывались принимать участие в голосование лишь по причине того, что были против кандидатов, навязываемых соцработниками центра «Надежда», другие избиратели также признавались, что перед выборами к ним приходили соцработники и призывали отдать свой голос за Сурнину Е.М. и Корюгина В.Н., заботливо вкладывая подсказку в паспорт с фамилиями названых кандидатов. Видимо соцработники в завершении своей агитационной деятельности и подали списки для включения в реестр «надомников». Подтверждается приложенной аудиозаписью «я не заказывала урну» и Жалоба Чигина в УИК 2406 прилагается.
Как показало голосование на дому на участках 1105 и 1108, каждый 3 или 2 избиратель отказывался голосовать, когда к ним приезжала комиссия, высказывая отсутствие таких намерений изначально. Аналогичный показатель ожидал и участок 1108, но из – за того, что наблюдатели в течение 2 часов настаивали на предъявлении им для ознакомления реестра, комиссия призналась к 11.00 часам, что в реестре 30 заявок. На участке 1107 бюллетени, находящиеся в переносной урне к 12.00 часам по жалобе были признаны недействительны. Члены комиссии так торопились, что не изготовили выписку, а уехали с реестром и это в 10.00 часов, когда еще 4 часа должны приниматься заявки, чем нарушили областное избирательное законодательство, обязывающее комиссии работать только с выпиской, а не реестром.
На указанное нарушение была подана жалоба. Комиссия впоследствии удовлетворила жалобу и голосование по переносной урне №1 было аннулировано, а 7 находящихся в ней бюллетеней признаны недействительными.
|
Сумма |
УИК №1105 |
УИК №1106 |
УИК №1107 |
УИК №1108 |
УИК №2406 |
Число избирателей, внесенных в список на момент окончания голосования |
7013 |
1538 |
1367 |
1923 |
1260 |
925 |
Число заявок реестра желающих проголосовать вне помещения на 8.00 |
|
62 |
31 |
70 |
Отказывались сообщать |
34 |
Число заявок реестра желающих проголосовать вне помещения на 14.00 |
252 |
69 |
38 |
76 |
30 |
39 |
Число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования |
159 |
44 |
30 |
32 |
22 |
31 |
|
|
|
|
|
|
|
Члены комиссии 1106 при организации голосования вне помещения отказывались в нарушении п. 14 ст. 66 ФЗ № 67 «… участковая комиссия должна обеспечить равные с выезжающими для проведения голосования членами участковой комиссии с правом решающего голоса возможности прибытия к месту проведения голосования не менее чем двум членам комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателям……» предоставить возможность второму члену комиссии с правом совещательного голоса прибыть к месту проведения голосования, тем более при наличии свободного места в автомобили. Данный факт нарушения подтверждается видеозаписью «не берут на голосования на выезде», прилагается к данной жалобе.
Подвоз избирателей сторонниками кандидата Корюгина на УИК 2406.
В течении дня голосования неоднократно на автомобилях Мерседес «М 075 ЕК 76» и Ауди «С 075 РР 76» (жители Переславля утверждают, что кандидат Корюгин к номеру 075 на госномерах имеет симпатии, поэтому его близкие имеют цифры 075 на госномерах различной серии) и ВАЗ С 695 УВ 76, осуществлялся подвоз избирателей, которые после голосования обсуждали оплату за голосование.
По данным фактам лицами, наблюдающими за голосованием в УИК, были поданы жалобы, и информация по данному нарушению доводилась до сотрудника полиции. Подтверждается приложенными копиями жалоб.
Формирование и составы УИК
К составу участковых избирательных комиссий на повторных выборах депутатов Переславль-Залесской городской Думы по многомандатному избирательному округу № 2 подошли основательно. Сначала ТИК города Переславль-Залесский сменил председателей всех 4 подведомственных себе УИКов. Причем председателями стали по большей части до недавнего времени земляки Председателя ТИК Кибец А.Г. родом из Люберцов Московской области. Видимо «своих» в Переславле нет, или «Люберецкие» технологии на выборах применять не желают.
«Корректирующий» УИК в Переславль-Залесском
Особо хотелось бы отметить Председателя УИК 1105 Елену Притворову, которая ранее была председателем УИК 1572 в Люберцах Московской области. Елене Притворовой на выборах в Переславле всегда отводится роль «корректирующей» комиссии. Комиссии под руководством Притворовой как минимум 2 раза подряд считались последними, независимо производится ли подсчет с использованием КоИБов, как это на выборах было 9 сентября 2018 года, тогда Притворова была Председателем другого УИК № 1109. Так и в этот раз Притворова не стала изменять своим правилам и сдавалась в ТИК последней. Можно было бы оправдать такое «отставание» малоопытностью, но у Притворовой большой опыт работы в УИКах не только в Ярославской, но и Московской области. Вероятней всего она притворялась, что у неё что-то не сходится и комиссия никак не может завершить подсчет по спискам.
Ведь она умышленно нарушила избирательное законодательство, допустив к работе комиссии в качестве члена с правом совещательного голоса гражданку Фомичеву, которая является действующим ДЕПУТАТОМ в Люберцах. Можно, конечно, предположить, что Притворова не знала о депутатстве Фомичевой, но вряд ли такое возможно, ведь 26 марта 2017 года Притворова возглавляла УИК 1572, входящий в 8 округ, в котором Фомичева избралась депутатом.
Нарушение Председателя УИК №1105 Притворовой Е.А. п. 21.1. ст. 29 ФЗ № 67 было далеко не единственным нарушением.
Подсчет отметок в бюллетенях осуществлялся в нарушении ст. 68 ФЗ № 67, а именно: подсчет не осуществлялся открыто и гласно с оглашением и соответствующим оформлением в увеличенной форме протокола об итогах голосования последовательно всех результатов выполняемых действий по подсчету бюллетеней и голосов избирателей. Наоборот оглашение отметок осуществлялось, не поднимая бюллетеней со стола и очень быстро, бывало, что за время перекладывания 2 бюллетеней оглашались отметки как за 3 бюллетеня, причем эти отметки назывались за кандидатов Сурнину и Корюгина. Мной лично неоднократно делались замечания на эти искажения результатов. К столам, где осуществлялся подсчет, допуск наблюдателей и членам ПСГ был ограничен, их постоянно выдавливали во второй и третий ряд. Секретарь комиссии, заполняющая специальную таблицу с ФИО кандидатов, находилась за другим столом и проставляла отметки не всегда синхронно. Предложение оглашать отметки не так быстро и вести специальную таблицу за одним столом, на котором оглашаются бюллетени, что вполне логично, - было проигнорировано. По завершению мнимого оглашения отметок в бюллетенях, я, как член ТИК ПСГ, совместно с другими членами УИК потребовал предоставить бюллетени для того, чтобы убедиться в правильности подсчета согласно п. 21 ст. 68 ФЗ № 67. Данное требование выражалось как устно, так и письменно, но в нем было отказано. Более того, секретарь и председатель комиссии по завершению подсчета скрылись и заперлись в кабинете для подсчета голосов по специальной таблице. Вернувшись к комиссии, отказывались называть итоги голосования на протяжении 40 минут. Ожидали видимо одобрение из ТИКа. Данное обстоятельство подтверждается видеозаписью опроса об итогах голосования членов УИК с правом решающего голоса, приложенной к данной жалобе. На нарушения были поданы жалобы, которые так и не были рассмотрены лишь по банальной причине ОТСУТСТВИЕ ПРОВЕДЕНИЯ ИТОГОВОГО ЗАСЕДАНИЯ участковой избирательной комиссии.
После того как на компьютере был распечатан протокол итогов голосования УИКа № 1105, секретарь комиссии приступила сразу к распечатке копий протоколов, их заверении и раздачи. На мой вопрос, почему не проводится итоговое заседание комиссии по утверждению итогов голосования и не рассматриваются жалобы, члены комиссии отказались давать пояснения. Вместо этого члены комиссии пошли в отдельный кабинет и стали проставлять подписи под протоколом. Данное обстоятельство также подтверждается видеозаписью. Что помешало соблюсти процедуру, как она прописана в законе, мне неизвестно, возможно, комиссия некомпетентна в вопросе проведения итогового заседания, или члены комиссии считали, что на общем фоне нарушений этого никто не заметит, но факт остается фактом. Итоги не утверждались, жалобы не рассматривались и решения по ним не принимались. Следовательно, решения заявителям по жалобам не выдавались.
По всем вышеперечисленным нарушениям участники избирательного процесса подавали многочисленные жалобы как в УИКи, так и в ТИК. Проводя итоговое заседание по определению итогов и результатов повторных выборов депутатов Переславль-Залесской городской Думы по многомандатному избирательному округу № 2, члены ТИК под председательством Кибец А.Г., рассматривая поступившие в ТИК жалобы, применяли условный подход, заявителям буквально приходилось выбивать себе право высказаться относительно поданной жалобы, лица чьи действия обжаловались на заседание не приглашались, предложения заявителей по жалобам изучить видео- и аудиодоказательства игнорировались. Тем самым процесс рассмотрения жалоб носил условный характер, отсутствовало всестороннее и объективное рассмотрение заявлений о нарушениях избирательного законодательства. В итоге все поступившие жалобы были признаны необоснованными и в их удовлетворении отказано.
Вступая в избирательные правоотношения в качестве избирателя, кандидата на выборную должность или иного участника избирательного процесса гражданин Российской Федерации реализует не только личную волю и связанные с ней субъективные политические интересы, но и относящийся к основам конституционного строя Российской Федерации принцип народовластия. Поэтому, участвуя в формировании самостоятельных и независимых органов публичной власти, призванных обеспечивать в своей деятельности представительство и выражение интересов всего народа, участники избирательного процесса, вправе рассчитывать на организацию и проведение выборов в полном соответствии с законом, на объективность и достоверность определения их результатов, отражающих действительные итоги состоявшегося электорального волеизъявления.
На основании изложенного и ФЗ № 67 "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" необходимо:
Провести проверку по указанным фактам нарушения избирательного законодательства при проведении повторных выборов депутатов Переславль-Залесской городской Думы по многомандатному избирательному округу № 2. По результатам проверки признать действия участковых и Территориальной избирательной комиссии города Переславль-Залесский незаконными и принять меры по привлечению виновных лиц к уголовной, административной и дисциплинарной ответственности. Принять меры в рамках установленных законом полномочий по восстановлению нарушенного избирательного законодательства.
Журавлев Е.В.