Генеральный план Переславля-Залесского 2008

87
7 минут
генплан Переславля

В 2008 году в городе Переславль – Залесский появилась новая редакция генерального плана, который разрабатывался в течение 2007-2008 годов на период до 2025 года. Напомним, предыдущий генеральный план был разработан в 1978 г. Некоторые планировочные решения устарели и не соответствуют существующему правовому полю и сложившейся градостроительной ситуации. Город столкнулся с целым рядом проблем: территориальной, социальной, инфраструктурной, экологической.

Что же представляет новый проект генплана, имелись ли проблемы в процессе его утверждения, а так же каковы основные акценты генплана – об этом наш сегодняшний разговор с главным архитектором города Дмитрием Викторовичем Ермаковым.

genplan2.jpg

- Что такое генеральный план и что он предусматривает? 

- Зачастую, - пояснил Дмитрий Викторович,- многие задают такие вопросы, где по генплану тот или иной объект, не имея представления о градостроительной документации, предусмотренной градостроительным кодексом. Существует градация градостроительной документации: документы территориального планирования Российской Федерации, далее документы территориального планирования субъектов Федерации, документы территориального планирования муниципальных образований. В нашем случае это Генеральный план города. Генеральный план города - это документ, в котором планируется развитие территорий города, а именно устанавливаются функциональные зоны (промышленные, рекреационные, зоны малоэтажного строительства и т.д.), зоны с особыми условиями использования территорий, зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд (транспорт, связь, объекты инженерной инфраструктуры).

Этой работе предшествует сбор исходной информации, анализ, изучение предыдущей градостроительной документации. Сегодня Генеральный план – это публичный документ, на разработку которого может повлиять любое заинтересованное физическое или юридическое лицо, приняв участие в процедуре публичных слушаний или дав свои предложения в письменной форме. Градостроительный кодекс предусматривает возможность внесения изменений в его содержание при выполнении определенных процедур. Город - живой организм, он развивается. К примеру, генеральным планом на расчетный срок, мы предусматриваем по конкретным территориям одно функциональное значение, а по ходу времени смысл экономической и политической обоснованности может потеряться, и у нас есть такое право вносить в генплан соответствующие изменения в рамках действующего законодательства.

Генплан - это не единственный градостроительный документ, который определяет градостроительную политику и перспективы развития города. Есть еще нормативно правовой акт - Правила землепользования застройки (ПЗЗ), где на основания генплана для каждой градостроительной зоны прописываются градостроительные регламенты. Сейчас он также разработан, проходит его обсуждение, в ближайшее время будут организованы публичные слушания.

Наряду с этим предусмотрена градостроительная документация по планировке территорий. Раньше она называлась проектом детальной планировки. Там уже конкретно прорисовываются объекты в рамках одного квартала или района. В настоящее время у нас заключен договор на проект реконструкции двух кварталов в центре города, возле центральной площади и летом планируются публичные слушания, чтобы утвердить их.

- Дмитрий Викторович, раньше генплан относился к категории секретных документов, невозможно даже представить было его публичное обсуждение. Сегодня, согласно градостроительному кодексу, проект генплана обязательно должен пройти публичное обсуждение, стать доступным для каждого горожанина. Как прошли публичные слушания по проекту генплана?

- Генплан,- отметил Дмитрий Викторович,- уже прошел ряд мероприятий по его согласованию, утверждению, которые предусмотрены Градостроительным кодексом. 29 декабря 2008 года в городе прошли публичные слушания. Основной, достаточно обоснованный вопрос на слушаниях и на градостроительном совете был вопрос о нехватке территорий, которые могли бы застраиваться, и которые нужны сегодня для развития промышленной, жилой застройки, для инфраструктуры города.

Никто не виноват, так сложились обстоятельства, поскольку город является административной единицей Ярославской области, у города есть четкие границы территории, утвержденные законом Ярославской области. У нас есть сосед – Муниципальный Переславский район. На публичных слушаниях было одно из предложений не утверждать генплан, в связи с тем, что просто некуда развиваться. Но большинство высказались за то, что эту проблему нужно решать параллельно. Моя точка зрения - генплан нужен городу сегодня. Чтобы расширить границы города мы будем вести диалог с районом, работать с субъектом федерации –Ярославской областью, с собственниками земли.

- Как, на Ваш взгляд, можно решить проблему нехватки территории в городе?

- Нехватка территорий – это проблема современных городов. Если обратится к опыту Японии. Эта страна очень ограниченна территориально. Но, японцы в своей градостроительной деятельности используют качественный подход к городской среде. В первую очередь они приводят в порядок то, что есть. А потом двигают территорию в нужном направлении, используя даже насыпные в океане территории.

И в нашем городе Переславле есть территории под реконструкцию, достаточно много ветхого аварийного фонда, а также фонда, который можно уплотнить и т.д. И здесь нужен качественный подход. Конечно, это несет некоторое удорожание для инвесторов и для хозяйствующих субъектов на территории города, но критерии стоимости определяет уже рынок. Поэтому нужно просто качественно подходить к среде, к содержанию ее в надлежащем виде. Как говорят в народе: «нет, худа без добра», есть проблема и она заставляет нас искать качественно другой подход к городской территории.

- В чем отличительная особенность генплана 2009-2025 гг. от предыдущего?

Поскольку граница города с момента утверждения генплана в 1978 году значительно изменилась, она стала несколько больше. Поэтому вносились некоторые корректировки по отношению к территориям, в частности по транспортной схеме.

Транспортная схема – один из самых основных факторов, который влияет на развитие территории, в том числе и внутри города, это его пространственны каркас, в некотором смысле даже скелет. На сегодняшний день у нас есть центральная дорога или федеральная трасса, которая проходит через город. Действующим генпланом предусмотрено две дублирующих дороги, которые дают возможность миновать центральную часть. Основная из них, требующая первоочередной реализации - Это так называемая грузовая дорога, идущая с восточной стороны. В связи с расширением территории на сегодня ее протяженность несколько увеличилась. Она начинается в районе ул. Дорожной и выходит на улицу Свободы. И вторая, условно названная туристической. Она проходит с западной стороны и начинается от улицы Подгорной и выходит на улицу Набережную.

Предусматривающая дополнительный мост, туристическая дорога будет довольно узкой, иметь статус общегородской. Ее пропускная способность будет невелика, поскольку она предусмотрена для проезда жителей западной части города и переводом туда туристических маршрутов, для разгрузки центральной дороги. Возможно, она будет с односторонним движением транспорта. Это будет зависеть от конкретизации проекта, т.е. когда непосредственно приступят к проектированию дороги. Эта идея для генплана не нова, она просто рассматривается по-другому. Это связано с тем, что появились собственники земли.

Раньше все принадлежало государству, и предусматривался просто банальный снос застроенных территорий, освобождение их и перепрофилирование под другую функцию. Сейчас город не может позволить выкупать территории по рыночной стоимости для муниципальных нужд. Просто нет возможности, поскольку это огромные средства. Сейчас дублирующие дороги проработаны по территории свободных от прав собственников, и если они их задевают, то затраты минимальные.

- Возможно ли возведение строительных объектов в городе без генплана?

На сегодняшний день,- пояснил Дмитрий Викторович,- статьями строительного кодекса предполагается, что если генплан и ПЗЗ не будут утверждены до 1 января 2010 года, то город не может осуществлять строительную деятельность на своей территории. А с 1 января 2010 года не возможно будет выдавать разрешение на строительство капитальных объектов при отсутствии градостроительной документации: генплана и ППЗ. В какой-то мере нас к этому подвинули, именно поторопиться с принятием проекта генплана. И это хорошо. Генплан – документ достаточно живой. В какой-то мере позволит воплотить основные акценты: максимальное сохранение исторической культурной среды, сохранение самобытности города. И конечно в рамках развития туристической индустрии – это основной фактор, который может дать многие преимущества перед другими муниципальными образованиями. Не секрет, что сейчас существует так называемая конкурентная борьба между муниципальными образованиями за кадры, за инвесторов. На мой взгляд, мы достаточно на неплохом уровне в рамках конкурентной среды не только на уровне Ярославской области, но и в центральном федеральном округе.

12 марта 2009 года Городская Дума утвердила проект генерального плана до 2025 года. Генеральный план развития охватывает все стороны жизнедеятельности города. Его разработчики учли современные технологии, новый уровень развития общества, географические и исторические особенности Переславля. Это направлено исключительно на повышение качества жизни горожан, заботу об их здоровье, повышения уровня культуры и создание более привлекательной для гостей и туристов городской среды.

Опубликовано в журнале "Деловой Переславль" №4.

  • Комментарии
Загрузка комментариев...