Синий камень - реальность и легенды

781
12 минут
Синий камень

Множество толков и легенд порождено вокруг плещеевского «синего камня». В последнее время ему посвящают фильмы, упоминают в передачах и публикациях о Переславле. Так какова же фактическая основа переплетения мнений и предположений?

Национальный парк «Плещеево озеро» расположен в 130 км от Москвы, на юге Ярославской области, на маршруте «Золотого кольца России». Центром парка является самое чистое и глубокое в Подмосковье озеро – Плещеево.

Рельеф Переславского края.

Весь рельеф национального парка, расположенного между Борисоглебской возвышенностью и Клинско-Дмитровской грядой, образован ледником в период Московского, или, как его называют многие исследователи, московской стадии Днепровского оледенения, случившегося в этих местах около 30 тысяч лет назад. Огромные массы глины, песка и валунов, которые нес в своей толще и толкал перед собой ледник, сложили столь привычные нам возвышенности, а талые ледниковые воды, заполнив образовавшиеся между ними низинки, создали многочисленные озерца и озера, большинство которых постепенно состарилось и превратилось в болота.

Память о леднике хранят и многочисленные валуны, частью скрытые под возвышенностями и холмами, частью - лежащие на поверхности. К ним относится и лежащий на Плещеевском берегу знаменитый Синий камень.

Состав синего камня.

Камень представляет собой плиту мелкозернистого биотитового сланца толщиной около 0,6 метра, овальной, несколько удлиненной формы, длиной около трех, шириной около двух с половиной метров. Камень хорошо обкатан, но вся его поверхность испещрена мелкими бугорками и ячейками, по краям прослеживаются свежие сколы. Цвет камня неоднородный, просматриваются темно-серые, серые и сине-серые тона; темно-синий оттенок камень приобретает лишь при ярком солнце после теплого дождя.

Аналогичные горные породы встречаются в южной части Скандинавии, их возраст около 2,5 – 2,6 миллиарда лет.

Мифология камня у древних людей. 

Умные и наблюдательные охотники каменного века, пришедшие на берега Плещеева озера из дремучей тайги Урала, широких степей Северного Казахстана, от холодных скал Кольского полуострова, естественно, задались вопросом: откуда в местности, не имеющей скал, появились такие огромные камни-валуны? И, что вполне естественно для людей той эпохи, объяснили появление таких камней вмешательством высших сил. Огромные камни, лежащие возле речных путей и сухопутных троп, стали указателями пути и пограничными знаками родовых и охотничьих угодий; воображение древнего человека сделало особо почитаемые валуны обиталищами духов – хозяев, покровителей здешних мест.

Хозяев просили о защите от зверя, удачной охоте, урожае лесных даров. Хозяевам приносили подарки: домашнюю выпечку, кремниевые стрелы, делились частью добычи.

На смену каменному и бронзовому векам пришла грозная и воинственная эпоха железа. Мужчина - охотник, добытчик и воин постепенно занял главенствующее положение в обществе. На смену мирным привычным соседям - духам природы, пришли грозные и воинственные Боги, вдохновляющие людей на битвы и подвиги.

Меряне (мерь) – народ-охотник, относящийся к народам финно-угорской языковой семьи, заселил берега Плещеева озера в начале 1 тысячелетия нашей эры. Меряне верили, что по синим небесам, среди потоков воды, на гремящей деревянной повозке в развевающейся синей накидке на плечах, проезжал во главе своих храбрых воинов седой бог грозы Укко (фин.Ukko). Он поражал стрелами-молниями своих врагов и вселял отвагу в сердца мужчин.

Огромные сине-серые валуны, лежащие по берегам водоемов, меряне посвящали богу-громовержцу, и называли их Sini, – то есть «синий» (1). Наверное потому, что при ударе о камень железом, раздавался звук, напоминающий гром, и высекались яркие искры, которые, подобно молниям Укко, гасли среди речного потока.

Славяне и их боги на переславской земле. 

Славяне, точнее, ильменские словене, которые начали осваивать плещеевские берега в IX-XI веках, принесли с собой культ Велеса (Волоса) (4). Согласно славянским мифам, был Велес сыном небесной Коровы, той самой, что пасется на синих лугах Иномирья, где молоко растекается по Синему небу Млечным путем и животворной росой выпадает на землю, питая хлеба и травы. Велес покровительствовал охотникам, пастухам, купцам-путешественникам, а еще охранял рубежи славянского Мира от злобных порождений «того света» и провожал души усопших в светлый Ирий, пред грозные и справедливые очи славянских богов.

Чертоги Велеса стояли на берегу реки Смородины, отделявшей славянский мир - Явь от Нави, синего Иномирья. Именно поэтому огромные камни синеватого цвета или оттенка, лежащие на границе стихий (берег-земля, река или озеро-вода, небо-воздух, звезды-небесный огонь) – славяне посвящали Велесу.

Не исключено, что местные меряне не вдруг и не сразу приняли нововведения пришельцев, но дело обошлось без конфликтов на религиозной почве, потому что вскоре место древних мерянских и славянских богов официально заняли христианские святые: Илья пророк-громовержец, святой Власий – покровитель скота, и апостол Петр, стоявший с ключами на пороге Рая. И на Синие камни, которых немало сохранилось на Залеской земле, начались гонения: их убирали с привычных мест, разбивали, топили, закладывали под фундаменты христианских храмов (Синий камень на Красной площади г. Переславля-Залесского), укладывали под железнодорожное полотно или, разбив на мелкие куски, пускали на мощение дорог (Каменная баба у с. Берендеево Переславского района).

Борьба с синим камнем, как с языческим наследием. 

Интересную историю рассказывают и про наш Синий камень. Лежал он, будто бы, в овраге близ Борисоглебской слободы. И «…в нем же, - повествует «Житие Иринарха Ростовского», - вселился демон, мечты творя и привлекая к себе ис Переаславля людей: мужей и жен и детей их и разсевая серца в праздник великих верховных апостолов Петра и Павла. И они слушаху его и к нему стекахуся из году в год и творяху ему почесть»(2).

На самом деле местные жители у велесого камня всего лишь поминали предков по древним славянским обрядам. Но было это ни много ни мало, а в самом начале просвещенного семнадцатого века, да еще рядом с христианским монастырем! И вот, по благословлению святого Иринарха, дьякон Ануфрий закапывает Синий камень в землю, откуда талые воды его благополучно вымывают через несколько лет.

Зимой 1788 года непокорный камень грузят на сани и вывозят на лед озера с тем, чтобы доставить его на новое место: в Духовскую слободу под фундамент строящейся там церкви. Но лед не выдерживает тяжести, и камень опускается на дно озера с тем, чтобы через полвека выйти на берег озера Плещеева близ Александровой горы. Переславский краевед Н. Меморский (1850) и кандидат географических наук В. Бердников (1985) объяснили таинственный выход камня движением льдов в Плещеевом озере, но многие гидрологи, геофизики, специалисты по истории религии, уфологи и просто любители все еще пытаются объяснить загадку Синего камня.

Историческая критика легенд о синь камне.

И что же получается? Получается, что:

1) по данным «Жития Иринарха Ростовского» и переславского краеведа М.Смирнова камень лежал в овраге у Борисоглебского монастыря близ г. Переславля. По мнению известного археолога И.Дубова, Синий камень лежал в одном из оврагов Александровой горы (1), на которой еще в начале XVII века был небольшой деревянный монастырь, названия которого не сохранилось Но от старого Переславля до Александровой горы, по современным меркам – километров пять с «гаком». Какие уж тут «близ»?

2) По записям 1788 года (2) вес камня определился в 250 пудов, то есть 4 тонны; по подсчетам В. Бердникова (1985) получилось, что вес камня составляет 750 пудов, то есть 12 тонн (2). Учитывая, что к концу восемнадцатого столетия переславские каменных дел мастера отстроили Никитский, Даниловский, Федоровский, Никольский, Горицкий монастыри, шатровый храм Петра Митрополита, Симеоновскую церковь и ряд несохранившихся доныне храмов, возникает естественное сомнение, что они смогли ошибиться при определении веса каменной глыбы аж на пятьсот пудов.

3) Существуют также разночтения о глубине «утопления» Синего камня: В. Бердников (2) высказывает предположение, что валун мог затонуть близ устья реки Трубеж, где лед, под влиянием течения реки был неравномерно прочен. Но в то же время он пишет: «Есть источники, говорящие о том, что камень затонул недалеко от берега, на глубине двух саженей то есть около четырех метров». «Мелководье» и «четыре метра» – само по себе уже явное противоречие для переславского озера. Все переславцы хорошо знают, что озеро у берегов мелководно, и для того, чтобы достичь глубины четырех метров, нужно долго двигаться к центру озера, в чем не было никакой необходимости, если бы камень везли в город. А в статье М. Смирнова сказано, что камень утонул на глубине двух аршин, это менее полутора метров, что более вероятно. (3)

4)  По воспоминаниям коренного переславца С. Разуваева, в год больших пожаров (1972), он вместе с дядей-рыбаком, проплывая в лодке мимо Борисоглебского оврага, наблюдал «выглядывающую из воды сантиметров на десять-пятнадцать верхушку камня ярко-синего цвета». Сотрудник национального парка В. Охотин (2008), основываясь на рассказы многих рыбаков, сообщил, что на дне озера, напротив деревни Криушкино, лежит огромный валун, который рыбаки тоже называют «Синим камнем».

Получается, что известная каждому жителю Переславля легенда соединила информацию о двух (или нескольких) Синих камнях, что впрочем, не является необычным, поскольку в народной памяти нередко происходит совмещение ярких личностей и ярких исторических событий, к примеру, Владимира Святославича и Владимира Мономаха, татаро-монгольского нашествия и Смутного времени.

Синие камни в Переславском районе. 

О широком распространении культа синих камней в нашем крае свидетельствуют исследования финского этнографа А. Альквист, зафиксировавшие в 1995 году в Переславском районе семь «синих камней»:

  1. Синий камень на Северном берегу Плещеева озера у села Городище (наш);

  2. Синий камень в низине у деревни Скоморохово,

  3. Синий камень – лес, болото близ поселка Релинский,

  4. Синий камень – в 3-х километрах от деревни Деревково,

  5. Синий камень - возле деревни Городище (рядом с селом Глебовское),

  6. Синий камень у дороги близ села Романово,

  7. Синий камень на небольшом бугорке на опушке леса Строга за рекой Кубрь.

Добавим к списку ныне здравствующий Синий камень у стен Спасо-Преображенского собора, Лось-камень на берегу реки Нерль-Волжская, Синий камень близ поселка Берендеево, и

Сомнение в легенде о перемещении Синего камня.

… позволим себе усомниться в правдивости легенды о перемещении переславского Синего камня по дну Плещеева озера.

Вероятно, знаменитый чудо-камень - а) так и лежал на дне озера со времен отступления ледника, или б)действительно находился в овраге близ Александровой горы и по каким-либо причинам, возможно, соответствующим ранее изложенной легенде, попал на дно озера, а «выход» камня из воды все-таки объясняется существенным понижением (чему имеются документальные научные подтверждения) уровня озера.

Так или иначе, но Синий камень изменил бы себе, если бы перестал быть объектом мифотворчества современных журналистов. Вот уже несколько лет газеты и телевидение муссируют слухи о том, что Синий камень упорно ползет вверх – от уреза воды к Александровой горе.

Так ли это? В статье В. Бердникова (1985) мы читаем: «отмечая особенности сегодняшнего местонахождения синего камня, следует отметить, что лежит он на склоне невысокой заболоченной озерной террасы» (2). К лету 2008 года Синий камень полностью сполз с террасы и расположился на озерной отмели.

Камень, туристы и язычество. 

Как видите, камень, если и ползет, то не вверх, к горе, а вниз, к озеру, что объясняется элементарным курсом школьной физики. В субботние, воскресные и праздничные дни к Синему камню подъезжает примерно до 12-18 автобусов с туристами в день. Умножим число автобусов на число выходных и праздничных дней в году, получим число автобусов, привозящих туристов взглянуть на Синий камень. Умножим число автобусов на число туристов, коих в каждом автобусе в среднем 40 человек. Умножим полученное на средний вес человека, скажем, 75 кг; теперь умножим полученное на ускорение свободного падения 9,8 и получим далеко не полную цифру той механической нагрузки, которую испытывает Синий камень, на который каждый турист, по примеру экскурсовода, норовит встать ногами. И это без учета так называемых «неорганизованных» туристов, которых каждое лето у Синего камня бывают тысячи…

И почти каждый из посетителей, в надежде на чудо, старается кусочек камня «на память» отколоть и с собой прихватить. К тому же постоянно находятся люди, которым ледниковый валун не дает покоя: одни предлагают перевезти камень к городскому музею и прикрепить к нему табличку; другие, в целях его же сохранения, заключить камень в железную клетку или поднять его на вершину Александровой горы; третьи советуют взорвать или утопить «проклятого языческого идола». Что ж – каждому по вере его, тем более, что статья 28 Конституции Российской Федерации предоставляет гражданам России «…право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».

А потому давайте прекратим никому ненужную шумиху вокруг плещеевского Синего камня. И, независимо от того, «тот» он или «не тот», постараемся сохранить его как одну из достопримечательностей национального парка «Плещеево озеро» для наших детей, внуков и правнуков, как немого свидетеля большой и такой разной истории нашего Переславского края. В том виде и на том месте, где он находится сейчас, не нарушая хрупкого очарования драгоценной оправы «голубой жемчужины Залесья».

Источники:

Марина Дорофеева, национальный парк «Плещеево озеро»

Фото – камень – середины 1950 г.г.

Камень – 80 гг

Камень – 2000 –е,

Камень сейчас.

При подготовке данного материала использована литература:

1. Альквист А. (Aria Ahlgvist) Синие камни. Каменные бабы. – Ж. «Финно-угры», 1995, № 86. (Периодическое издание Хельсинского университета, г. Хельсинки).

2. Бердников В.В. Синий камень Плещеева озера. – Ж. «Наука и жизнь», 1985, № 1

3. Пуришев И.Б.. Еще раз о Синем камне. - Газета «Коммунар», 1985 г., март, 27

4. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян.- Москва, «Наука», 1994, 608 с.

Материал опубликован в журнале "Деловой Переславль". 

  • Комментарии
Загрузка комментариев...