Магазин рукоделия Дома и дачи в Переславском районе Строительство домов в Переславле-Залесском - проекты и цены!

Поисково-спасательный отряд "Лиза Алерт"

1664
8 минут
Поисково-спасательный отряд "Лиза Алерт"

В лентах социальных сетей все чаще стали появляться ориентировки на поиск пропавших людей. Я пристально вчитался в несколько из них и понял, что эти люди потерялись не где-то в районе Владивостока, а прямо у нас в области, некоторые даже в Переславском районе. Честно говоря, до недавнего времени я совершенно не задумывался о том, что люди пропадают в лесах густо населенных регионов, и тем более погибают, однако это не миф, а страшная реальность. Но есть ребята, которые приходят на помощь пропавшим. Это добровольческий поисково-спасательный отряд «Лиза Алерт». Выяснил, что в Ярославской области уже более года существует отделение этого отряда. Для справки: он состоит из добровольцев и занимается поиском и спасением людей по всей стране. В нашем городе также есть члены этого отряда. Более того, один из них согласился подробнее рассказать об этой организации. 
Добровольцы

Сегодня я беседовал с Михаилом Муленковым — добровольцем ДПСО «Лиза Алерт», далее М. Интервью взял Пашков Виталий, далее В. 

В. Михаил, расскажите нашему читателю, что за отряд, для чего и кем он создан?

М. Отряд существует с осени 2010 года. Организован добровольцами, принимавшими участие в резонансном поиске Лизы Фомкиной в городе Орехово-Зуево. Отряд выполняет функции по поиску и спасению людей в природной и городской среде. Состоит из абсолютно разных людей, объединяет всех одной целью — находить и спасать пропавших.

В. А почему такое странное название? Это как-то связано со знаменитой доктором Лизой?

М. Назвали так, чтобы никогда не забывать о случившемся и делать все, чтобы такие случаи не повторялись. Название никак не относится к уважаемой доктору Лизе. Лиза — это имя маленькой девочки, которую не смогли спасти сотни взрослых людей осенью 2010 года, а «алерт» - это термин из радиосвязи, обозначает тревогу, оповещение.

В. Что это за «резонансный» поиск? Расскажите подробнее.

М. 13 сентября 2010 года, в г. Орехово-Зуево, пропала четырехлетняя девочка Лиза Фомкина. Ее вместе с собаками повела гулять в лес тетя Мария и там они заблудились. Родители Лизы сразу побежали в милицию, но там не придали особого значения этой пропаже, ибо с ребенком был взрослый. Обвиняли во всем родителей и предлагали ждать – мол, вернется. Родители сами начали искать везде, звали родных, знакомых, коллег. Подключилась коллега с работы папы Лизы и начала звать народ через интернет. Так я узнал об этом поиске. Начали приезжать десятки добровольцев, никто не знал, что нужно делать. Для начала устроили тотальный опрос буквально каждого и везде, появились первые свидетельства о том, что они с двумя собаками вошли в лес в 15 км от Орехово-Зуево. Просили СМИ помочь, оповестить, но отозвалась всего пара изданий, дали краткую информацию о пропаже. Милиция практически вся была в усилении на дне города Орехово-Зуево, поэтому добровольцы сами искали как могли, не было никого, кто бы хоть отдаленно представлял бы, как искать людей в природной среде. Карты рисовали от руки, осмотренные площади проходили по несколько раз. Добровольцы звали на помощь своих друзей и родных. На шестой день поисков удалось привлечь кинологов с собакой, в тот день я уехал с поисков, потому что уже не было ни сил, ни времени. На седьмой день в буреломе нашли тело тети, она погибла от переохлаждения и была практически без одежды. Милиция выгнала из леса всех добровольцев, потому что нужно было взять след, а посторонние запахи сбивали со следа. Только потом выяснилось, что она отдала свою одежду Лизе. В ночь с 22 на 23 сентября, скупив все фонари в радиусе нескольких километров от места пропажи, добровольцы огромной цепочкой вновь вошли в лес и к утру нашли Лизу. К сожалению, она погибла, помощь опоздала всего на сутки. Рядом с ней лежала собака, которая пыталась ее согреть до последней минуты. Эта трагедия и стала основным мотивом для создания нашего отряда. Решили, что так больше происходить не должно. Спустя годы работы у нас есть опыт, оборудование, обученные спасатели, техника и даже добровольцы на вертолетах и лошадях. (Строго говоря, вертолеты не у нас, а у «Ангела») Нам помогает очень много неравнодушных людей.

В. Какой ужас Михаил, бедная девочка. Надеюсь, такие истории единичны и у нас они не случаются.

М. Виталий, к сожалению, такие истории случаются по всей РФ с печальной регулярностью. В нашей области в мае 2017 года пропал 12 летний Миша Коряжкин. К сожалению, его нашли добровольцы на вертолете только на 3 сутки, его можно было спасти, если бы заявка на поиск поступила от органов раньше. Эта трагедия побудила десятки людей прийти в отряд «Лиза Алерт»- Ярославская область, а правоохранительные органы и специальные службы пересмотрели свои алгоритмы реагирования на пропавших. Теперь добровольцы являются неотъемлемой частью поисково-спасательных работ. И сейчас наши двери открыты для добровольцев, ведь помочь может каждый.

В. 12 лет, достаточно большой уже мальчик, как же так вышло?

М. Мы не разглашаем подробности поисково-спасательных работ и личные данные пропавших. Теряются взрослые и опытные люди, так что же говорить про детей.

В. Михаил, расскажите, как вы стали добровольцем, что вами движет, и вообще какие причины заниматься этим?

М. Лично я не понимаю, как можно оставаться в стороне, если кто-то просит о помощи. Не материальной, не моральной, а просит помощи, что бы выжить. И для этого не нужно собирать средства, писать петиции, молится или обращаться к президенту. Надо просто поднять пятую точку и пойти вытащить из леса человека. У каждого добровольца есть свои причины: кто-то сам терялся, кто-то потерял родственников, кто-то был потрясен резонансным поиском. Нас всех объединяет желание спасти человеческую жизнь, и этого достаточно.

В. Михаил, кто вас финансирует, откуда вертолеты, дорогая техника?

М. Никто. Мы не принимаем деньги ни от кого ни в каком виде. Это принципиальная позиция отряда. Вертолеты – это собственность добровольцев вертолетного поисково-спасательного отряда «Ангел», летают они за свой счет. Немного техники и оборудования нам дарят неравнодушные люди. Даже дети после «уроков безопасности» дарят батарейки, фонари, бумагу для распечатывания ориентировок. Народ помогает, но в основном мы обеспечиваем необходимым себя сами.

В. Непостижимо и крайне необычно для нашего общества. По сути, вы являетесь альтруистами. Как же вас благодарят нашедшиеся и их родственники?

М. Чаще просто говорят спасибо, но бывает, что присоединяются к нам или дарят какое-нибудь оборудование для поиска. Бывает, что ничего не говорят или даже ругают – мол, где вы там шляетесь? (смеется) Я, мол, налоги плачу или я уже бога попросила полчаса назад меня спасти, а вы где-то ходите. Всякие ситуации бывают, но мы не концентрируем внимание на благодарности, не ради нее мы спасаем. Лучшая благодарность это отклик потерявшегося в ночном лесу и слова из рации – «Найден, жив»!

В. Вы говорили про ночной лес, почему именно ночью вы ходите искать людей?

М. Тут все просто, большинство из нас это обычные люди, у которых есть работа и семья. Поэтому можем лишь украсть у себя сон и попробовать спасти кого-то в этот промежуток времени.

В. Так вам потом же на работу, как вы выдерживаете такой ритм?

М. Мы меняем друг друга, поиски могут продолжаться и неделю и две и в другом регионе. Конечно, каждую ночь искать невозможно. Потом весь день еще нужно работать, и это трудно, но со временем привыкаешь.

В. Кто ваш лидер и какова иерархия в отряде?

М. Председатель в отряде Григорий Сергеев, он такой же доброволец, и мы его выбрали своим лидером. Иерархия как таковая, конечно, есть, но в отряде должности – это не привилегия, а скорее большая ответственность и опыт. А так мы все равны. Про направления работ в отряде лучше всего узнавать как раз на дне открытых дверей, много нюансов и непонятных терминов, которые вызывают море вопросов.

В. Михаил, вот если мне вдруг захотелось стать одним из вас, что мне нужно сделать для этого?

М. Для начала необходимо заполнить анкету добровольца, подписаться на рассылку о пропавших. Далее мы встречаемся на дне открытых дверей, рассказываем о направлениях в отряде, и доброволец выбирает для себя то, что ему ближе. Далее идет обучение и работа.

В. На вашей странице «В Контакте» есть информация о нескольких таких днях открытых дверей, которые вы провели. Увеличивается ли ваш отряд?

М. Нас меньше, чем нужно, людей откровенно не хватает. Но люди приходят ,и это радует. В этом году погода здорово отодвинула начало грибного сезона, за что ей огромное спасибо, ведь грибники – это основной процент всех пропадающих людей в природной среде. После дня открытых дверей мы провели несколько обучений для новичков, и кое-кто из них уже участвовал в поисково-спасательных работах. Надеюсь, что нас будет больше, ведь от Нагорья до границы с Владимирской областью никого больше нет.

В. Михаил, я очень рад, что у нас в городе есть такой отряд и очень рад, что знаком с вами лично. Что бы вы хотели пожелать читателям нашего проекта?

М. Спасибо, Виталий. Хочу пожелать в первую очередь быть бдительными. Правильно одеваться и снаряжаться в лес, следить внимательно за детьми и техногенными опасностями в городе, знать всегда, где ваши родные и близкие. Не игнорируйте ориентировки в сети и на улице, не проходите мимо, если видите, что человек попал в беду. Приглашайте наших инструкторов на бесплатные уроки безопасности для детей и родительские собрания, попробуем сделать безопаснее жизнь в нашем городе и районе вместе.

Фотографии взяты из личного архива Муленкова М.Н. с его разрешения.

  • Комментарии
Загрузка комментариев...